Когда мы говорим о растениях-учителях (в том числе о грибах, хотя технически они не являются растениями), то обычно первым делом вспоминаем о псилоцибе кубенсисах, пейоте, аяхуаске и Сан-Педро. Большинство из этих психоделиков родом с запада и имеют латино-американские корни. Благодаря духовному туризму, они становятся все более популярными. 

 

Однако мы не так хорошо понимаем, что нам может предложить Африка. Это старейший регион в мире: согласно самым ранним находкам, первые современные люди жили в Эфиопии еще 200 000 лет назад. “Колыбель человечества” стала домом также и для первых племен планеты, в том числе для бушменов Южной Африки, которым, по некоторым оценкам, может быть 30 000 лет, что делает их самой древней расой в мире. И все же, по сравнению с необъятной историей континента, сохранилось не так много данных о том, как именно коренные народы использовали растения, в том числе психоактивные.

 

Марк Майкл, профессор социологии и антропологии в Американском университете в Бейруте, считает, что причина недостатка информации кроется в основном в устаревших империалистических убеждениях, таких как научный расизм XIX века, который все еще распространен в обществе, особенно на западе. Колониализм также способствовал скрытности многих коренных народов. Таким образом, если вы не посвященный, то вам не удастся узнать, что применяется в ходе церемонии и почему, так как это запрещено. Войны и болезни вроде малярии тоже затрудняют путешествия по Африке, из-за чего оттуда поступает еще меньше сведений.

 

В целом духовный туризм в этой стране не так развит и поэтому мы мало знаем об истории использования местных растений. “Африка ограждена от туризма, как духовного, так и обычного, — пояснил Майкл, давний посвященный западного африканского племени бвити, который сейчас учится под руководством нима, мастера традиции. — Если посмотреть на количество туристов за последние 50-60 лет, вы увидите огромную разницу между Африкой и Латинской Америкой — регионом, который стал независимым почти на век раньше”.

 

При этом Африка является домом для 45 000 видов растений. Это буквально родина человечества, и использование местной флоры было и до сих пор остается важным аспектом разных африканских культур. Вот, что мы знаем о растениях этого региона.

Не расходуйте ибогу, выбирайте воакангу

01.jpg

Плоды воаканги африканской.

 

Ибога — самый популярный природный психоделик, который известен за пределами Африки. Однако если бы его не применяли для избавления от зависимостей, возможно, о нем бы никто не знал. Сейчас основной алкалоид растения, ибогаин, используют в лечебных центрах по всему миру, а фармацевтические компании пытаются разработать его синтетический аналог.

 

Мистическая кора корня из Габона, крошечной страны в Западной Африке, за последние двенадцать лет смогла завоевать известность благодаря своим свойствам. Она уменьшает ломку, перенастраивает разум людей и соединяет их с духовным началом за трип не длиннее 36 часов.

 

Из-за этих особенностей ибога — одно из самых часто используемых растений в Африке. При этом ее собирают в таких больших количествах, что это стало затрагивать бвити и их духовные церемонии, но данный факт мало кого волнует. “Ибога помогает создать энергетический баланс в человеческом теле и разуме, позволяя стать ближе к богу или высшему источнику и, соответственно, к знаниям или лечению: понять причины своих болезней, историю этой вселенной и наше предназначение в ней, выяснить, какие аспекты жизни нужно изменить”, — отметил Майкл.

 

Высокие дозировки корня позволяют посвященным бвити попасть в мир духов и обратиться к своим предкам, чтобы получить руководство и научиться мудрости. У бвити есть также еженедельные церемонии, которые называются нгозе или коллективные богослужения, в ходе которых члены племени принимают ибогу в порошке, но в гораздо меньших количествах, и погружаются в себя для молитвы. Затем они объединяются в группу и танцуют до восхода солнца. Это называется “нлем мйоре” или “единое сердце” — состояние, в котором люди понимают друг друга и становятся одним целым.

 

Сейчас священный кустарник попадается в Габоне так редко, что даже бвити, которые использовали его веками, иногда обходятся без ибоги. Или же им приходится платить другим людям, чтобы достать ее. По словам Майкла, больше всего прибыли из этого извлекают крупные европейские и американские корпорации, военные организации, а также индустрия здоровья.

 

“Похоже, что военные заинтересованы в создании программ, связанных с синтезом ибогаина, для своих солдат и ветеранов, — поделился Майкл в своем интервью. — Из-за этого дикорастущей ибоги становится все меньше, и проводятся крупномасштабные исследования для создания фармацевтических лекарств на ее основе. В прошлом году министр сельского хозяйства Габона запретил экспортировать ибогу, но я уверен, что ее все еще вывозят контрабандой”.

 

По этой причине многие ибогаиновые центры обращаются к воаканге. Это дерево — близкий родственник ибоги, оно растет быстрее и может выдержать более суровый климат, что делает его более надежным вариантом. Из этого дерева получают воакангин, с помощью которого производят полусинтетический ибогаин (гидрохлорид ибогаина).

 

“Откуда получено вещество? Вам придется задаться этим вопросом, — считает Джонатан Дикинсон, исполнительный директор Global Ibogaine Therapy Alliance. — Лучший способ уменьшить негативные последствия, связанные с постепенным исчезновением ибоги в Габоне, использовать вместо нее воакангу”.

Осознанная жизнь в Южной Африке

02.JPG

Silene Capensis, африканский корень сновидений.

 

У племен Южной Африки, говорящих на языке коса, в том числе у пондо, южных нгуни, бомвана, тембу и самих коса, а также у народов, говорящих на языке зулу, есть мощный целительный сбор под названием убулаву. В него входят травы, которые вызывают запоминающиеся сновидения и открывают портал в мир предков.

 

Самая сильнодействующая трава убулаву — Silene Capensis, африканский корень сновидений, который применяется уже на протяжении сотен лет. Это жилистое, покрытое зеленой листвой растение, которое можно найти рядом с реками. У него хрупкие белые цветки, которые распускаются только по ночам.

 

03.jpg

 

Согласно исследованию южно-африканских племенных обычаев, проведенному антропологом Мэнтоном Хирстом, лекари и прорицатели коса классифицируют убулаву по типу местности, где растут травы. Африканский корень сновидений известен как “убулаву реки”, но есть также “убулаву леса” и “убулаву пастбищ”.

 

Как и в случае с ибогой, сила Silene Capensis — в корнях. Измельченный порошок корня смешивают с холодной водой и взбивают до образования пены, которую человек употребляет, пока не вздуется живот. Обычно за этим следует рвота. Как объясняет Хирст, здесь преследуются две цели: первая — очистить тело, а вторая — дать организму усвоить психоактивные вещества растения. Во время пика у человека возникают невероятно яркие или осознанные сновидения, однако в состоянии бодрствования эффектов почти не наблюдается.

 

Silene Capensis усиливает интуитивную способность человека черпать мудрость из мира снов и применять ее в повседневной жизни. Особое значение, придаваемое снам, — уникальная характеристика племен, говорящих на языках коса и зулу. Во многих отношениях именно так мы можем ближе всего подобраться к смерти и прикоснуться к непознанному. Неудивительно, что прорицатели используют Silene Capensis в церемониях поминовения усопших и дают это растение старшему ребенку умершего человека.

 

Ритуалы с африканским корнем сновидений могут иметь свои особенности. В зависимости от племени может отличаться даже способ употребления: некоторые жуют кору корня, кто-то заваривает ее или получает из нее пену. Одни проводят церемонии утром, другие — ночью. Людям часто советуют заснуть в течение нескольких часов после употребления, однако само вещество не вызывает сон или побочные эффекты в состоянии бодрствования. Народы коса говорят, что дремотное состояние под воздействием этого корня можно сравнить с погружением под воду. Silene Capensis применяется в разных ритуалах: иногда человек должен оставаться в хижине в полном одиночестве на протяжении трех дней, принимая убулаву весь день, в других случаях обряд может происходить ночью, например, когда умирает глава семьи, а дети с помощью корня общаются с его духом.

Несмотря на все эти различия, цель растения остается неизменной: получить мудрость, обратившись к предкам.

Жизненная сила голубого лотоса

04.jpg

 

Древние египтяне известны тем, что проявляли глубокий интерес к загробному миру: хорошим примером может послужить папирус Ани (свиток из Книги мертвых), их вера в бессмертие и то, насколько была развита культура божеств и погребальных обрядов. Если опираться на множество фресок, глифов и артефактов, цветы голубого лотоса в Египте использовались как психоактивные растения, приближавшие человека к божественному. Голубой лотос был известен как “священная кувшинка Нила”, и верховные жрецы часто прибегали к его помощи для усиления экстрасенсорных способностей и общения с богами.

 

Египтяне почитали цветок за то, как он реагировал на ежедневные циклы движения солнца и луны. На закате лепестки сворачивались и полностью погружались в Нил, а на рассвете поднимались на поверхность воды и раскрывались, приветствуя новый день. Это связывали с богом солнца Ра, несущим свет и воплощающим высшую мудрость.

 

Согласно научному историческому анализу, характер цветения кувшинки “символизировал создание и возрождение”. Однако эти концепции существуют только в том случае, если они объединены смертью. Хотя лотос напрямую и не олицетворяет конец жизни, он обладает этим скрытым смыслом. Вот почему его связывают с понятием бессмертия, которое было центральной темой в египетской культуре. Что интересно, остатки голубого лотоса обнаружили в гробнице фараона Тутанхамона.

 

Также находят все больше подтверждений того, что этот цветок использовали во время празднований. Во многом его можно даже назвать древним “клубным наркотиком” египтян. Лотос вызывает чувство эйфории, по некоторым утверждениям, сравнимое с МДМА. Однако эффекты не такие яркие: они скорее успокаивающие, чем стимулирующие, и действие длится не дольше трех часов. Кроме того, в журнале Королевского медицинского сообщества (Journal of the Royal Society of Medicine) был опубликован анализ исследований разных лабораторий, в которых выяснили, что в луковицах и корнях лотоса содержится апоморфин и апорфин — два алкалоида, которые сейчас используются для лечения эректильной дисфункции. По этой причине считалось, что голубой лотос применяли в Египте для усиления сексуального возбуждения.

 

На интернет-форумах говорят о том, что голубой лотос исчез из дельты Нила, хотя раньше он рос там в больших количествах. Из-за этого некоторые считают его вымирающим растением в Египте. Международный союз охраны природы не классифицирует цветок как вид, находящийся под угрозой исчезновения. По словам эксперта организации, глобально голубой лотос “широко распространен в умеренном и тропическом климате Азии и в тропической Африке”. Он также добавил: “Несмотря на это, популяция [голубого лотоса] уменьшается в некоторых его ареалах обитания, включая Египет”.

Гораздо больше, чем лекарственные растения

В Африке есть множество других растений, которые меняют сознание, например, некоторые подвиды нильской акации содержат ДМТ, в орехах колы есть кофеин, а листья и ветки ката обладают легким стимулирующим действием. Однако информации о том, как использовались эти растения исторически, не так много. Более того, в этом регионе растут тысячи других трав, которыми лечат разные болезни: от детских кишечных колик и несварения до психических заболеваний и гриппа.

 

Марк Майкл считает, что о многих растениях Африки мы никогда даже не слышали, и некоторые из них останутся неизвестными для большей части мира. Возможно ли, что какие-то из них окажутся природными галлюциногенами? Да, определенно. И существует вероятность того, что они будут такими же древними, как и все человечество.

 

Источник

Перевод и адаптация: hs420.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.